О проекте

Печать комикса на УФ-принтере с участием ребенка на коляске

Оглавление

Проект «Школа креативных индустрий «Дети Цвета» — это авторская практика, созданная на стыке педагогики, психологии и современных технологий для поддержки детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Проект получил поддержку Росмолодёжь.Гранты и направлен на развитие творческого потенциала и формирование базовой культуры личности у детей с нарушением интеллекта, в том числе с расстройствами аутистического спектра (РАС) и тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).

Актуальность: почему это важно?

Дети с нарушением интеллекта часто отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью и не всегда могут критически оценить ситуацию. Это делает их уязвимыми для вовлечения в деструктивную деятельность. Проект предлагает решение этой проблемы через развитие креативных способностей, социализацию и раннюю профориентацию.

Наша работа строится на основе государственных приоритетов, включая «Стратегию противодействия экстремизму в РФ» и федеральный проект «Успех каждого ребенка». Мы создаем условия для психолого-педагогического сопровождения детей, развития их творческих навыков и поддержки в профессиональном самоопределении.

Инновационность практики

Наш подход уникален благодаря комплексному сопровождению детей с РАС и нарушением интеллекта. Мы интегрируем международные практики с доказанной эффективностью, в частности, методики Института развития ребенка Фрэнка Портера Грэма (UNC Frank Porter Graham Child Development Institute).

Ключевые принципы проекта:

1. Полный цикл помощи «Диагностика — Коррекция — Контроль»: Мы используем современное оборудование, например, АПК «НС-Психотест», для оценки психофизиологического состояния ребенка, отслеживания эффективности занятий и своевременной коррекции программы.

2. Единство лечебных и психолого-педагогических действий: Наша работа направлена не только на поведение, но и на развитие моторики, речи и мышления.

3. Принцип взаимодействия «Психолог — Ребенок — Родитель»: Мы активно вовлекаем родителей в процесс, повышая их компетентность и обучая методам визуальной поддержки.

Как мы работаем: от комиксов к будущей профессии

Для многих детей с ОВЗ визуальный канал восприятия является ведущим. Устная речь может быть сложна для быстрого понимания, поэтому мы используем визуальные методы.

«Разговор в комиксе»: Это технология, которая помогает ребенку разобраться в сложной социальной ситуации. Вместе с психологом ребенок создает визуальное отображение диалога, анализирует его и ищет решение проблемы. Ключевая роль здесь принадлежит самому ребенку.

Социальные истории и нейросети: Мы используем возможности искусственного интеллекта для создания индивидуальных социальных историй в формате комиксов. Эти истории основаны на реальных жизненных ситуациях ребенка и помогают ему понять, что думают и говорят другие люди, а также составить план желаемого поведения.

Визуальная поддержка (стикерпаки): Наглядные пособия и стикерпаки с правилами поведения и последовательностями действий помогают детям лучше ориентироваться в социальных ситуациях, избегать конфликтов и справляться с бытовыми задачами без постоянных подсказок.

Важной частью проекта является профориентация. Дети принимают непосредственное участие в создании визуальных материалов — от генерации идей до печати карточек и стикерпаков. Они пробуют себя в ролях «дизайнера» и «печатника», что помогает им осознать свои возможности и мотивирует к выбору будущей профессии, адекватной их способностям.

Целевая аудитория проекта

В проекте принимают участие:

— 20 подростков с ОВЗ (12–16 лет): Уникальные участники, непосредственно создающие креативные продукты.

— 60 детей с ОВЗ (12–18 лет): Вовлеченные участники, которые используют созданные материалы на коррекционно-развивающих занятиях.

— 20 родителей: Участники консультаций и просветительских мероприятий.

— 12 педагогических работников.

— 14 студентов и преподавателей Сочинского государственного университета.

Ожидаемые результаты

Для обучающихся с ОВЗ:

1. Развитие навыков психической саморегуляции и умения разрешать конфликты ненасильственным путем.

2. Формирование социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания.

3. Формирование представлений о мире профессий и своих возможностях.

Для родителей:

1. Повышение родительской компетентности.

2. Освоение навыков использования визуальной поддержки для обучения ребенка.

Для педагогов, студентов и преподавателей:

1. Повышение предметно-методологической компетентности в работе с детьми с ОВЗ.

2. Освоение практических методов визуальной поддержки, таких как социальные истории и визуальные расписания.

3. Знакомство с передовыми международными практиками с доказанной.