О проекте

Оглавление
Проект «Школа креативных индустрий «Дети Цвета» — это авторская практика, созданная на стыке педагогики, психологии и современных технологий для поддержки детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Проект получил поддержку Росмолодёжь.Гранты и направлен на развитие творческого потенциала и формирование базовой культуры личности у детей с нарушением интеллекта, в том числе с расстройствами аутистического спектра (РАС) и тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).
Актуальность: почему это важно?
Дети с нарушением интеллекта часто отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью и не всегда могут критически оценить ситуацию. Это делает их уязвимыми для вовлечения в деструктивную деятельность. Проект предлагает решение этой проблемы через развитие креативных способностей, социализацию и раннюю профориентацию.
Наша работа строится на основе государственных приоритетов, включая «Стратегию противодействия экстремизму в РФ» и федеральный проект «Успех каждого ребенка». Мы создаем условия для психолого-педагогического сопровождения детей, развития их творческих навыков и поддержки в профессиональном самоопределении.
Инновационность практики
Наш подход уникален благодаря комплексному сопровождению детей с РАС и нарушением интеллекта. Мы интегрируем международные практики с доказанной эффективностью, в частности, методики Института развития ребенка Фрэнка Портера Грэма (UNC Frank Porter Graham Child Development Institute).
Ключевые принципы проекта:
1. Полный цикл помощи «Диагностика — Коррекция — Контроль»: Мы используем современное оборудование, например, АПК «НС-Психотест», для оценки психофизиологического состояния ребенка, отслеживания эффективности занятий и своевременной коррекции программы.
2. Единство лечебных и психолого-педагогических действий: Наша работа направлена не только на поведение, но и на развитие моторики, речи и мышления.
3. Принцип взаимодействия «Психолог — Ребенок — Родитель»: Мы активно вовлекаем родителей в процесс, повышая их компетентность и обучая методам визуальной поддержки.
Как мы работаем: от комиксов к будущей профессии
Для многих детей с ОВЗ визуальный канал восприятия является ведущим. Устная речь может быть сложна для быстрого понимания, поэтому мы используем визуальные методы.
«Разговор в комиксе»: Это технология, которая помогает ребенку разобраться в сложной социальной ситуации. Вместе с психологом ребенок создает визуальное отображение диалога, анализирует его и ищет решение проблемы. Ключевая роль здесь принадлежит самому ребенку.
Социальные истории и нейросети: Мы используем возможности искусственного интеллекта для создания индивидуальных социальных историй в формате комиксов. Эти истории основаны на реальных жизненных ситуациях ребенка и помогают ему понять, что думают и говорят другие люди, а также составить план желаемого поведения.
Визуальная поддержка (стикерпаки): Наглядные пособия и стикерпаки с правилами поведения и последовательностями действий помогают детям лучше ориентироваться в социальных ситуациях, избегать конфликтов и справляться с бытовыми задачами без постоянных подсказок.
Важной частью проекта является профориентация. Дети принимают непосредственное участие в создании визуальных материалов — от генерации идей до печати карточек и стикерпаков. Они пробуют себя в ролях «дизайнера» и «печатника», что помогает им осознать свои возможности и мотивирует к выбору будущей профессии, адекватной их способностям.
Целевая аудитория проекта
В проекте принимают участие:
— 20 подростков с ОВЗ (12–16 лет): Уникальные участники, непосредственно создающие креативные продукты.
— 60 детей с ОВЗ (12–18 лет): Вовлеченные участники, которые используют созданные материалы на коррекционно-развивающих занятиях.
— 20 родителей: Участники консультаций и просветительских мероприятий.
— 12 педагогических работников.
— 14 студентов и преподавателей Сочинского государственного университета.
Ожидаемые результаты
Для обучающихся с ОВЗ:
1. Развитие навыков психической саморегуляции и умения разрешать конфликты ненасильственным путем.
2. Формирование социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания.
3. Формирование представлений о мире профессий и своих возможностях.
Для родителей:
1. Повышение родительской компетентности.
2. Освоение навыков использования визуальной поддержки для обучения ребенка.
Для педагогов, студентов и преподавателей:
1. Повышение предметно-методологической компетентности в работе с детьми с ОВЗ.
2. Освоение практических методов визуальной поддержки, таких как социальные истории и визуальные расписания.
3. Знакомство с передовыми международными практиками с доказанной.