Новости

Описание практики

Оглавление

Методологические основания

В основе проекта «Дети Цвета» лежит реализация принципа единства лечебных и психолого-педагогических воздействий, что особенно актуально при работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС) и интеллектуальные нарушения. Такой подход предполагает не только проведение развивающих мероприятий, но и системную помощь в базовых психофизиологических сферах:

  1. Развитие моторики: через телесно-ориентированные практики реализуется стимуляция пассивных движений, поддержка произвольной активности, что способствует формированию уверенного двигательного ответа;
  2. Развитие речи: каждое действие сопровождается речевыми комментариями, что не только способствует развитию вербальной коммуникации, но и создает основу для обмена ощущениями и эмоциональными состояниями;
  3. Формирование мышления: активно используются процессы сравнения, анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, что лежит в основе когнитивной реабилитации.

Технология «Разговор в комиксе»

Для детей с ОВЗ и РАС характерна значительная задержка в обработке устной речи и социального контекста. В этих условиях визуальные инструменты становятся ключевыми средствами коммуникации. Метод «Разговор в комиксе» — это структурированный подход к разбору социально значимых ситуаций, в котором:

  1. Ребенок обсуждает проблемную ситуацию.
  2. Вместе с педагогом или самостоятельно рисует/модифицирует визуальную сцену.
  3. Проводит анализ происходящего: что произошло, что он думал, что говорили окружающие.
  4. Формирует альтернативную модель поведения и действий на будущее.

Таким образом, метод «разговора в комиксе» позволяет не только визуализировать и зафиксировать сложную для понимания ситуацию, но и рефлексивно отработать модель желательного поведения. Это способствует развитию социального мышления, саморегуляции и навыков адаптивного взаимодействия.

Визуальная поддержка и развитие саморегуляции

Одним из центральных инструментов проекта является визуальная поддержка в формате карточек, расписаний, стикерпаков и пиктограмм, которые изготавливаются с использованием нейросетей и печатаются на УФ-принтере. Визуальные пособия:

  1. Способствуют формированию последовательного поведения без необходимости внешнего контроля;
  2. Помогают ребенку понимать социальные правила и следовать им в реальных ситуациях;
  3. Укрепляют позитивные поведенческие паттерны, особенно в повседневных бытовых и учебных контекстах.

Эти визуальные средства подкрепляются практиками телесной осознанности, эмоциональной регуляции и навыками восстановления психоэмоционального равновесия.

Профориентационный компонент

Проект имеет выраженную профориентационную направленность, позволяя подросткам с ОВЗ:

  1. Принимать участие в генерации сюжетов, дизайне карточек и печати визуальных материалов;
  2. Осваивать начальные компетенции в области цифрового дизайна, работы с графикой и постпечатной обработки;
  3. Чувствовать себя вовлеченными в креативный процесс и получать опыт «реального труда», что особенно важно для формирования мотивации к будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, учащиеся не только осваивают полезные практические навыки, но и обретают субъектную позицию в образовательном процессе, что является мощным фактором социализации и укрепления личностной идентичности.